РАЙОН УЛИЦЫ АРБАТ


Район улицы Арбат 2[ -2425 -10 -1960 -15 -1360 0 -1380 -220 -1450 -715 -1400 -860 -1580 -900 -1710 -905 -1845 -890 -1975 -860 -2140 -950 -2410 -995 -2490 -670 -2490 -605 -2420 -10 ]

Линия улицы Арбат в XIVв. была частью Смоленской дороги, прошедшей между Песками и Сивцевым врагом, по неудобным для заселения местам. Вскоре между Смоленской и Волоцкой дорогами прошла еще одна - в митрополичий Новинский монастырь. Заселение района началось с XVIв., а в XVIIв. его заполнили дворцовые и стрелецкие слободы. Улица приобрела большое торговое значение. Со стороны Пречистенки сюда расширялся район дворянский усадеб. Преобладали слабо застроенные усадьбы с большими садами. Между нынешними Староконюшенным и Б.Афанасьевским переулками протекал ручей Сивка (Сивец), он впадал в ручей Черторый на месте внешнего проезда Гоголевского бульвара. По линии Арбата сложилось несколько больших усадеб с каменными палатами, но в основном застройка была мелкой, деревянной, включала лавки и пивоварни. Лавки на рубеже XVIII-XIXвв. сменились каменными доходными корпусами. К началу XIXв. торговля переместилась на Смоленский рынок, улица стала в основном дворянской. В послепожарное время продолжалось каменное доходное и торговое строительство на Арбатской и Смоленской площадях и заполнение внутренних кварталов деревянными усадьбами. Застройка Арбата была особенно нарядной, его линия определялась по цепочке ампирных портиков. К концу XIXв. благодаря транзитной роли улицы вновь стала развиваться торговля, в нижних этажах домов появились магазины, в верхних часто устраивались "номера". В начале XXв. эта тенденция усилилась. Высокие жилые дома вытесняли деревянную застройку переулков. В то же время была осознана эстетическая ценность деревянного ампира. От большинства старых московских улиц Арбат отличается сравнительной однородностью сложившейся структуры застройки. Яркие архитектурные и градостроительные акценты почти отсутствуют, что особенно выявляет пестрое многообразие форм и стилей. Создается богатый, но лишенный динамичности образ, который в наше время обычно воспринимается как символ исторической застройки Москвы.


Церковь Власия в Староконюшенной
234 Церковь Власия в Староконюшенной, Гагаринский пер., д.20.

Известна по письменным источникам с 1625г. как приходская церковь дворцовой Большой Конюшенной слободы. Каменный храм возник еще раньше, затем многократно перестраивался в течение XVIII столетия с частичным сохранением каждой предыдущей постройки. Ремонты и переделки продолжались и в XVIII-XIXвв. В 1816г. была перестроена колокольня. В 1866-1872гг. на месте трапезной XVIIIв. возвели существующую трапезную с приделом Казанской Богоматери, при этом обновив все здание. Композиция здания традиционна для XVIIв., собственно храм, трапезная с приделами и колокольня расположены на одной продольной оси. Четверик сохранил формы XVIIв. В конце столетия он получил новое завершение - богатый резной карниз и поясом-фризом ложных кокошников. Над четырехскатной кровлей поднялся глухой восьмерик барабана с полуколонками на ребрах и граненой главой. Невысокая трехъярусная колокольня, квадратная в плане, украшена плоским портиком. Внутри четверика сохранились фрагменты стенописи XVIIв. и некоторые ранние архитектурные детали.

Можно посмотреть фотографию


Церковь Филиппа Апостола
235 Церковь Филиппа Апостола, Филипповский пер., д.20.

Небольшой храм построен в 1688г. на средства стольника Ф.И.Космина. В 1812г. здание обгорело, но было восстановлено. В середине XIXв. перестроили трапезную с приделами Филиппа Апостола и Иерусалимской Богоматери. Здание сохранило некоторые характерные черты архитектуры XVIIв. Главный объем - низкий, вытянутый восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный небольшой глухой главой. Углы его обработаны широкими лопатками. Фронтоны на северном и южном фасадах и сферическая кровля относятся к поздним переделкам здания. Трапезная составляет единый объем с приделами, перекрытый тремя сводами. Первоначальный облик сохранила шатровая колокольня, выступающая на линию улицы и теперь затесненная с боков торцами поздних пристроек.

Можно посмотреть фотографию


Церковь Спаса Преображения "На песках"
237 Жилой дом середины XVIIIв., Большой Афанасьевский пер., д.20.

Каменный двухэтажный прямоугольный в плане объем с двумя симметричными ризалитами, сильно выступающими в сторону парадного двора, построен в 1750-х гг. в стиле барокко. Нижний этаж занимали хозяйственные помещения. Верхний жилой этаж включает анфиладу парадных комнат. Архитектурная обработка хорошо сохранилась на дворовом фасаде. Он расчленен пилястрами в проемах между высокими прямоугольными окнами второго этажа. В настоящее время реставрирован в первоначальном виде и уличный фасад здания.

Можно посмотреть фотографии


Дом А.И.Несвицкой
238 Дом А.И.Несвицкой, Смоленская-Сенная пл., д.30.

Выстроен около середины XVIIIв. на огромной усадьбе, принадлежавшей дворянам Желябужским. Расчленение объема на сводчатый подклет и высокий основной этаж с антресолями, планировка с выступающим в центре в виде ризалита главным залом характерны для этого времени. После перехода усадьбы в 1794г. к А.И.Несвицкой дому был придан существующий классический облик. На глади стен выделяется поставленный перед ризалитом портик из четырех пар тонких коринфских колонн на аркаде, увенчанный фронтоном. Над простыми окнами по сторонам портика помещены крупные, тонкого рисунка лепные розетки. Этот легкий, изящный фасад сохранился почти без изменений, в нем только в XIXв. были пробиты окна верхнего этажа, устроенного за счет уменьшения высоты анфилады. В 1864г. в здании разместился Рукавишниковский приют. В недавнее время после сноса позднего корпуса дом стал вновь виден с улицы, парадный двор был восстановлен. В то же время здание окружили со всех сторон несоразмерные и стилистически чуждые новые корпуса банка Российский кредит, частично недостроенные.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом с лавками конца XVIII - начала XIXв.
239 Жилой дом с лавками конца XVIII - начала XIXв., Карманицкий пер., д.14/6.

Обширное купеческое владение, сложившееся во второй половине XVIIIв. на площади Смоленского рынка, занимало весь торец квартала. Первой каменной постройкой усадьбы стал небольшой двухэтажный дом, возведенный в конце XVIIIв., вероятно, купцом Г.Е.Евдокимовым. Его архитектура сильно изменена перестройками. До 1812г. дом был расширен пристройкой той же высоты по линии площади, весь объем завершен мезонином. Рядом по линии площади был выстроен одноэтажный корпус лавок, а по линии переулка - одноэтажный каменный домик с мезонином. В 1830-1840х гг. корпус лавок был удлинен и надстроен вторым этажом. Таким образом, строится линия фасада лавок с опирающейся на тосканские пилястры аркадой первого этажа и почти такой же протяженный фасад дома создали цельный ансамбль, характерный для торговой площади времен классицизма и ампира. Мезонин дома по переулку был заменен полным вторым этажом, образовавшийся фасад обработан в приемах позднего ампира. Разрыв между ним и угловым домом был заполнен зданием. В период ампира здесь сложился плотно застроенный жилой комплекс. Во второй половине XIXв. в зданиях на площади над магазинами разместились меблированные комнаты и конторы, при этом верхний этаж был перестроен, некоторые проемы аркады растесаны и превращены в витрины. В начале 1960-х гг. уничтожена большая часть корпуса начала XIXв.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба начала XIXв. (дом Военно-окружного суда).
240 Городская усадьба начала XIXв. (дом Военно-окружного суда), Арбат ул., д.37/2.

В основе ансамбля находится небольшая усадьба , в 1806г. принадлежавшая А.А.Всеволожскому, позднее В.А.Бобринскому. Тогда по линии улицы уже стоял каменный дом, в 1810-х гг. вокруг двора появились каменные службы. В 1825-1827гг. дом и службы были значительно расширены и заняли почти весь периметр двора. Пристройки к торцам дома удлинили его фасад по улице. Существующая обработка зданий выполнена в 1834г., когда владение принадлежало кн. Е.С.Гагариной, известной трагической актрисе. После середины XIXв. здесь разместился Военно-окружной суд. Фасад вытянутого левого крыла обработан богаче, чем уличный фасад. На фасаде крыла причудливый ритм окон, сгруппированных в три сложные композиции, подчеркнут тремя крупными пятнами лепного декора, нарядным лепным орнаментом украшен фриз под монументальным карнизом. Рядовое оформление уличного фасада с маленькими окнами контрастно подчеркнуто плоскими боковыми нишами.

Можно посмотреть фотографию


Дом Щепочкиной
242 Церковь Афанасия и Кирилла, Филипповский пер., д.3.

Каменная церковь построена в конце XVII- начале XVIIIв. и представляла собой пятиглавый, вытянутый с севера на юг четверик с трапезной, колокольней и северным приделом. Сильно пострадала от пожара 1812г., в 1815г. была восстановлена на средства прихожан. В 1836г. началась полная ее перестройка, при которой от здания XVIIв. остались фрагменты и нижние части стен. Перестроены приделы, колокольня, трапезная, над четвериком возведен купол. Кирпичное с белокаменными деталями здание имеет характерное для первой половины XIXв. объемное решение: основной четверик завершен куполом на широком барабане, крупную апсиду фланкируют апсиды пониженных приделов, четырехгранная колокольня врезана в объем трапезной.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба А.К.Поливанова
243 Городская усадьба А.К.Поливанова, Денежный пер., д.9/6.

Ансамбль небольшой городской усадьбы, построенной для А.К.Поливанова в 1822-1823гг., до недавнего времени состоял из деревянного одноэтажного дома с мезонином и антресолями, деревянного одноэтажного флигеля (разобран, подлежит восстановлению) и соединяющей их ограды с воротами. Главный дом усадьбы является одним из самых известных памятников московского деревянного ампира. Наружные стены дома обшиты досками с мелким горизонтальным рустом на боковых фасадах. Уличный фасад выделен шестиколонным портиком мощных пропорций, над которым возвышается мезонин с небольшим фронтоном. Ограда с деревянными воротами построена в 1954г. по образцу типовых оград начала XIXв.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом начала XIXв.
244 Жилой дом начала XIXв., Малый Власьевский пер., д.5

Построен в 1820г. и является одним из наиболее известных образцов рядовой застройки Москвы после пожара 1812г. Небольшой одноэтажный деревянный домик с мезонином поставлен по линии переулка. Стены обшиты деревом, центральный плоский ризалит объединен с мезонином гладкой обшивкой. Плоскость стены в мезонине не отделена карнизом от тимпана фронтона. Некрупные членения фронтона контрастируют с типовым гипсовым декором - львиными масками и широкой вставкой наборного фриза. Сохранились печи и паркеты парадной анфилады.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом начала XIXв.
245 Жилой дом начала XIXв., Большой Афанасьевский пер., д.9.

Построен в 1825г. Архитектурное решение характерно для начала XIXв. Двухэтажное каменное с подвалом здание поставлено по линии переулка. Главный фасад выделен четырехпилястровым тосканским портиком в центре второго этажа, первый этаж рустован. Фриз портика заполнен лепным орнаментом из розеток и лир. Венки с лентами украшают тимпан фронтона, возвышающегося над венчающим карнизом.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом с лавками первой половины XIXв.
246 Жилой дом с лавками первой половины XIXв., Каменная Слобода ул.,д.12/8.

Построен между 1817 и 1832гг. купчихой И.С.Золотаревой на углу Садовой и Рещикова переулка. Значение угловой части, обращенной к Cмоленскому рынку, подчеркнуто обычным небольшим скруглением и симметричным оформлением примыкающих к углу частей фасадов. Облик здания отвечает типу жилого купеческого дома с лавками начала XIXв. Узкий двухэтажный корпус вытянут вдоль красной линии, простой ритм окон и четкие горизонтали фасада подчеркивают его рядовой характер. Выделен лишь легкий центральный ризалит, завершенный фронтоном и украшенный лепниной на фризе, в тимпане фронтона, в арочных нишах вокруг верхних окон. Первоначально во всю ширину ризалита был устроен балкон.

Можно посмотреть фотографию


Особняк Кекушевых
247 Особняк Кекушевых, Глазовский пер.,д.8.

Построен в 1898-1899гг. по проекту Л.Н.Кекушева на небольшом участке между усадьбами Несвицкой и Поливанова. Компактный дом, поставленный по линии переулка является одним из первых произведений московского модерна. Выразительность архитектурного решения строится на асимметрии, масштабных контрастах однородных однотипных деталей (обрамления арочных проемов главного фасада), живописном сочетании объемов. Важную роль играет прорывающий плоскость фасада угловой балкон. Глубина затененного проема подчеркивает пластичность укороченной, как бы придавленной колонки. Этот контраст значительно ослаблен более поздним парапетом с балясинами. Утрачено завершение рельефного аттика. Дворовый фасад решен в более простых, лаконичных формах. Сочетание облицовки и облегченных гладких плоскостей, расчлененных окнами и плоскими нишками, создает ощущение каркасной структуры, предваряющей решения позднего модерна. Здание известно также по именам более поздних владельцев, как дом Листа и дом Кусевицкого (дирижера и контрабасиста).

Можно посмотреть фотографию


Особняк Второвых
248 Особняк Второвых, Спасопесковская пл.,д.10.

Построен в 1913г. по проекту В.Д.Адамовича и В.М.Маята для крупного банкира и промышленника Н.А.Второва. Необычно большой для города особняк представляет собой характерную для неоклассицизма виллу. Они строились на просторных загородных участках и отличались подчеркнуто богатым архитектурным оформлением. В постановке особняка удалось достичь почти загородной обособленности. Всю центральную часть двухэтажного объема особняка, почти квадратного в плане, занимает огромный холл со световым фонарем на крыше. На фасаде второй этаж трактован как гипертрофированный аттик, что зрительно уменьшает размеры здания. Овальная гостиная выступает на заднем фасаде широким эркером и декорирована в приемах барокко.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом начала XIXв.
Жилой дом начала XIXв., Сивцев Вражек пер., д.30.

В XVIIIв. в глубине участка стояли палаты асессора Адмиралтейской коллегии И.Батурина. Палаты сгорели в 1812г., и на их фундаменте в 1822г. был построен существующий одноэтажный дом с мезонином. Главный фасад, обращенный на переулок, украшает шестиколонный коринфский портик. В 1848-1849гг. здесь жил известный русский писатель С.Т.Аксаков. В настоящее время здесь размещается один из филиалов Литературного музея - "Дом Аксаковых"

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом начала XIXв.
Жилой дом начала XIXв., Большой Афанасьевский пер., д.12.

Одноэтажный деревянный дом с мезонином построен в 1820-х гг. В 1829г., когда дом принадлежал коллежской секретарше Т.Д.Слепцовой, его снял писатель С.Т.Аксаков, он жил здесь до 1833г. "Литературные субботы" в доме Аксаковых привлекали множество посетителей. В 1832г. сюда приезжал Н.В.Гоголь.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом XVIII-XIXвв.
Жилой дом XVIII-XIXвв., Арбат ул.,д.53.

Двухэтажный каменный дом построен в 1750-х гг., позднее многократно перестраивался. В 1831г. А.С.Пушкин снял квартиру на втором этаже дома, в которой после венчания поселился с женой и прожил несколько месяцев. В 1884-1885гг. П.И.Чайковский останавливался в том же доме у жившего здесь брата. В 1980-х гг. была проведена реставрация, вернувшая зданию облик, соответствующий 1830-м гг. В 1986г. в доме открылся музей-квартира А.С.Пушкина. Дом является памятником истории и культуры, на нем установлена мемориальная доска, посвященная Пушкину.

Можно посмотреть фотографию